StardustDragon
Чем больше я изучать, тем я меньше много
После прохождения Мора, кстати, почитала одно интервью с Николаем Дыбовским, руководителем студии Ice-Pick Lodge, которая игру, собственно, и сотворила. Отметила для себя пару важных моментов. Целиком интервью можно почитать здесь

DTF: Первый вопрос, чтобы сразу обозначить направление беседы, такой. Игры и искусство, как, по-вашему, соотносятся эти понятия? Можно ли их вообще ставить рядом? И уместно ли это? Ведь, к примеру, клоун в цирке вряд ли относится к своей работе как к искусству.

Николай Дыбовский:
Искусство - термин опасный. Им злоупотребляют. Им прикрываются. Его приспосабливают к сиюминутным потребностям. Его используют в самых неожиданных контекстах, выделяя очень разные черточки этой деятельности, от чего возникает бездна недоразумений. Тот же клоун вполне может употреблять слово "искусство" применительно к своей работе в значении "техника, доведенная до совершенства" - искусство смешить, искусство быть непосредственным и т.д.

А некоторые художники, с которыми мне доводилось общаться в начале разработки "Мора", были столь наивны, что приравнивали слово "искусство" к слову "красиво". Они говорили: "Мы полностью разделяем ваш взгляд на то, что игры должны стать искусством. Смотрите, какую изысканную и приятную графику мы хотим сделать для вашей игры". Конечно, это ерунда. С приятностью искусство часто ничего общего не имеет.

Я делаю акцент на выразительных особенностях искусства. Для меня искусство - это некая коммуникация, позволяющая адресату пережить направленный эмоциональный опыт. Это форма, создающая возможность активной духовной деятельности со стороны человека воспринимающего, возможность катарсиса. А для создателя (назовите его автором, если угодно) это возможность передать адресату комплексное чувство (либо мысль), его глубину и напряжение (т.е., собственно, близость его к истине, к Абсолюту) так же полно и ясно, как переживает его сам создатель.

DTF: То есть, игры вы все же причисляете к искусству? Или не все игры, а только какие-то специфические, особенные? На каких критериях тогда основывается деление на игры-искусство и игры-не-искусство?

Николай Дыбовский:
Подождите. Вы говорите о компьютерных играх или об играх вообще, как о типе деятельности? Если так - это слишком сложный вопрос.

Компьютерная игра может стать искусством. Более того - она неизбежно им станет, как только у человека появится потребность - мучительная, настойчивая потребность! - выражать посредством игровых ситуаций, посредством специфического языка игры некий важный опыт, имеющий значение для множества других людей. Как только автор осознает, что игровые средства, художественные приемы игры гораздо лучше подходят для точного выражения чувств и мыслей, лежащих в основе этого опыта, чем, скажем, средства литературы, кинематографа или даже театра. Предполагаю, что этот момент предшествует становлению игры как искусства.

Первично новое художественное мироощущение - а адекватные этому мироощущению формы искусства стремительно развиваются. Вспомните театр эпохи Ренессанса или кино между двумя мировыми войнами. Когда немой жаждет выразить переполняющие его чувства или важную информацию, он бьется, мечется, стонет, хватает все, что попадается под руку - и средства находятся. Вопрос лишь в том, насколько они подходящие.

Игру можно признать искусством, если она отвечает следующим требованиям:

В ее основе лежит глубокое содержание - переживание того самого опыта, глубина которого определяется тем, насколько удачно этот опыт позволяет осмыслить мир и место человека в нем, насколько метко он формулирует вопросы, которыми мучается большинство людей в той или иной исторической ситуации, насколько он отвечает духовной работе адресата, в нашем случае - игрока.
Это содержание выражено посредством особых художественных средств, которые передают самую суть идеи, ее концентрат, минуя стадию объяснения, стадию анализа. Воплощенная в этих формах, она бьет адресату прямо в нерв, прямо в спинной мозг, прямо в сердце!

Существует язык живописи, язык кино, язык поэзии, язык музыки - а существует ли язык игры? Как только он появится, а игростроители научатся виртуозно пользоваться им - можно будет разобрать и то, насколько близок к искусству арканоид или червь.

В общем, надо все-таки начинать творить. И не бояться. Потому что нужно выражать то, что копится в душе, а не прикрываться совершенно неправильным для творчества стремлением искать везде желание сделать денежку (но нехватка денег на минимальное желаемое-полезное сказывается и на мышлении). Это уже должно стать следствием творчества, когда дойдешь до высокого уровня мастерства и будешь делать качественные и красивые вещи.

@темы: my humble thoughts, тенебрисило-тенебрисило, да не вытенебрисило